Я знал об этом много лет, потому что мы выиграли одно из самых ранних дел о задержке визы. На дворе был 2005 год, 4 года прошло с момента событий 11 сентября, в результате которых сформировалась новая бюрократия государственной безопасности. Эта бюрократия с годами выросла в геометрической прогрессии — все больше и больше агентств и сотрудников вовлекалось в процесс принятия решений, из-за чего количество задержек так же росло. Затем недавняя пандемия значительно ухудшила ситуацию, что привело к колоссальным задержкам в рассмотрении петиций и виз. И потому сейчас мандамус как никогда актуален.

Один только последний месяц является тому свидетельством. В деле о гостевой визе B-1, которое находилось на рассмотрении в соответствии с разделом 221(g) более 5 лет, мы подали иск против Государственного департамента. В течение 3,5 месяцев после подачи иска нашему клиенту была выдана виза. В случае петиции I-829 EB-5 о снятии условности статуса, ожидавшей рассмотрения почти 5 лет, USCIS одобрила петицию клиента в течение 30 дней с момента подачи нами иска по мандамусу. В иске по Закону о свободе информации (FOIA) на основании сроков, указанных в FOIA для обработки запросов (без мандамуса), Государственный департамент передал запрошенные два года назад материалы в течение 2 месяцев с момента подачи иска.

И хотя это хорошая новость для наших клиентов, печально осознавать, что вам приходится подавать в суд на правительство, чтобы получить решение по вашему заявлению. Вы оплатили комиссию за обработку; вы ответили на все заданные вопросы; вы предоставили запрошенные документы. Но правительственным чиновникам США проще ничего не делать или проявлять чрезмерную осторожность — попасть в ловушку «паралича из-за чрезмерного анализа». «Пусть подает в суд, если действительно хочет решения по своему заявлению», — это давно стало их образом мышления. И поэтому, к сожалению, требуется подача иска, чтобы заставить правительство сделать то, что оно должно было сделать с самого начала.

Иногда одним из союзников в нашей борьбе является помощник прокурора США (AUSA) из Министерства юстиции. AUSA поручено защищать эти иски. Но поскольку таких исков бывает целое множество, у каждого государственного прокурора может быть более 100 исков для защиты одновременно. И поэтому он или она вынуждены расставлять приоритеты – определять, от каких исков проще всего избавиться, спровоцировав скорое принятие решения, а какие стоит доводить до суда. У AUSA есть возможность дать делу пинка: она или он связывается с государственным органом, ответственным за задержку и сообщает официальному лицу, что необходимо принять решение, потому что, если они этого не сделают, их это заставит сделать судья. Официальному лицу легче будет принять решение по заявлению или ходатайству, чем рисковать нарваться на гнев судьи и создать плохой прецедент.

Короче говоря, мандамус, запрет на «необоснованную задержку» в Законе об административных процедурах (APA) и временные ограничения в Законе о свободе информации являются бесценными правовыми инструментами в борьбе с длительными задержками. В случаях, связанных с нарушением закона о свободе информации, для судебного разбирательства подходит даже задержка всего в несколько месяцев. Судебные иски по мандамусу, APA и FOIA больше не являются исключением из правил, они стали частью «новой нормы» в 2023 году. Визы, петиции по форме I-829 о снятии условности статуса и дела по Закону о свободе информации — это лишь некоторые из типов дел с задержками, которые могут выиграть от судебного разбирательства. Натурализация, заявления на вейвер I-601, иммиграционное ходатайство I-140, заявления о предоставлении убежища, ходатайство о воссоединении семьи I-730, ходатайство инвесторов EB5 I-526 и ходатайство I-290B о пересмотре дела — все они могут ускориться, если вы проявите инициативу и подадите иск.

Но помните о том, что каждый случай индивидуален. Судебный процесс не всегда может быть решением: универсального ответа не существует. Не стесняйтесь обращаться к нам, если вы столкнулись со значительными задержками в вашем деле с получением визы или при подаче другого заявления или петиции.

Tags:221g , Закон об административных процедурах , убежище , Закон о свободе информации , I-130 , I-140 , I-526 , I-601 , I-730 , I-829 , мандамус , задержки с визой , иск по мандамусу